«КАК ДОМА!»

9de9144033e139dfab66f03f2b0aab96

ГКУЗ «Дом ребенка специализированный»  Минздрава КБР является единственным в КБР медицинским учреждением для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в возрасте от 0 до 3-х лет, для детей с поражением с ЦНС нарушениями и без нарушения психики.

Наш дом ребенка прошел долгий и трудный путь развития. До 2011 года учреждение находилось в приспособленном здании бывшего детского сада. Здание не соответствовало требованиям по типовому проекту специализированных домов ребенка. Не было функционального зала, изолятора, зала для размещения реабилитационного оборудования, гимнастического зала ЛФК для детей инвалидов, условий для размещения молочного поста, пищеблока, недостаточно складских помещений. Благодаря принятым мерам Правительства КБР по улучшению  условий проживания и содержания детей, оставшихся без попечительства, было ускоренно завершение строительство здания заложенного в 90-х годах. С 2011г. ГКУЗ « Дом ребенка специализированный» находится в новом здании, соответствующим типовому проекту всем санитарным нормам. В настоящее время дом ребенка – это  современное учреждение, рассчитанное на 130 коек, 75 из которых предназначены для комплексного сопровождения детей-сирот,  детей, оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в возрасте от 0 до 3-х лет. 50 коек (35 коек для круглосуточного и 15 коек для дневного пребывания) для проведения реабилитации и восстановительного лечения для всех детей в республике с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата. С июня 2014г. открыто отделение Хосписа на 5 коек для  улучшение качества жизни тяжело больного ребенка и его семьи.

ГКУЗ «Дом ребенка специализированный» принимают детей со всех территорий Кабардино – Балкарии. Как правило, это дети  от женщин, ведущих асоциальный образ жизни, страдающих алкоголизмом или наркоманией, вне брака, без желания иметь ребенка, от нежелательной беременности.  Есть среди воспитанников и дети, родители которых по разным причинам не могут заниматься воспитанием своих детей. Такие дети помещаются временно по соглашению между родителями, нашим учреждением и органом опеки и попечительства о временном пребывании у нас ребенка. Также  есть в доме ребёнка и дети, страдающие различными врождёнными и приобретёнными заболеваниями, с различными пороками и дефектами развития, психическими заболеваниями, от которых родители отказались из-за болезни.

Так, что состояние здоровья этих детей уже в момент поступления далеко от оптимального. В 94,6 процентах случаев обнаруживаются отставание в физическом и психическом развитии.

Поэтому весь спектр работы специалистов дома ребёнка включает в себя не только лечебно-оздоровительные мероприятия, но и мероприятия, направленные на коррекцию, реабилитацию и абилитацию существующих нарушений. Для проведения этой многоплановой работы в доме ребёнка имеются все необходимые помещения и кабинеты, оснащённые необходимым оборудованием и инвентарем.

Все воспитанники дома ребенка находятся под постоянным наблюдением врачей-педиатров, невролога.  Получают необходимое лечение и обследование. При необходимости для консультаций приглашаются врачи-специалисты из других  учреждений Министерства здравоохранения. Дети, нуждающиеся в ВМП, получают лечение и консультации в Федеральных учреждениях здравоохранения г. Москвы.

Процесс устройства детей в семью имеет социальное и психологическое сопровождение. На протяжении всего периода усыновления с кандидатами работают психолог, дефектолог, специалист по социальной работе. Это помогает будущим родителям и опекунам, а также ребенку быстрее привыкнуть друг к другу, адаптироваться, почувствовать привязанность. Поэтому в доме ребенка крайне редки случаи возврата детей после усыновления и опеки. Ведется большая работа с родителями по возврату детей в биологическую семью. Им оказывается необходимая юридическая и социальная помощь.

С 2014 года в ГКУЗ «Дом ребенка специализированный» Минздрава КБР проведены преобразования для создания «семейной модели» воспитания детей. Проживание детей организовано по принципам семейного воспитания в группах, размещенных в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу, включающих жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, сна, игр, занятий, приема пищи, а также бытовые помещения. Быт, по возможности, приближен к домашнему.

Screenshot_4 Обеспечивается возможность детям иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха. Дети, в соответствии с возрастом и особенностями развития, обеспечены развивающим, обучающим, игровым  и спортивным оборудованием и инвентарем, издательской продукцией, мебелью. Обучение и воспитание проводится с помощью технических и аудиовизуальных средств. Каждый ребенок обеспечен личными вещами в свободном беспрепятственном доступе, в том числе одеждой, игрушками, книгами и другими вещами. Screenshot_5 Эти условия способствуют интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей. Количество детей в группах уменьшено до 8 (две воспитательные группы). Группы сформированы по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья. Полнородные и неполнородные братья и сестры, дети-члены одной семьи или дети, находящиеся в родственных отношениях помещаются в одну группу вне зависимости от их возраста, наличия или отсутствия нарушений развития. Дети не переводятся из одной группы в другую. Вновь поступающие в дом ребенка дети распределяются в те группы, где имеется свободное место. В каждой группе установлен постоянный состав ухаживающих за детьми взрослых, среди которых выделяются два воспитателя, выполняющих роль наиболее близкого, постоянно ухаживающего за ребенком взрослого и четыре медицинские сестры.Screenshot_6В случае необходимости, замена персонала производится из числа воспитателей и медсестер данной группы детей. В каждой группе ежедневно один час в утреннее время и один час после дневного сна проводится «семейный час», во время которого дети и взрослые проводят время вместе в игровом взаимодействии. В этот период никто из сотрудников не отвлекает и не беспокоит детей и взрослых. Screenshot_7 Такие специализированные виды обслуживания, как массаж, некоторые коррекционные и образовательные занятия, в определенном объеме и для части детей стали более часто проводиться в группе, без перемещения ребенка в кабинет специалиста. Живущие в разных группах дети одного возраста и уровня развития стали объединяться для занятий вне группы. Каждый ребенок включен в междисциплинарную программу раннего вмешательства, заботящегося о развитии и пребывании ребенка в контексте его социального окружения и среды Screenshot_8 Режим дня организован с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей и включает воспитательную, образовательную, игровую деятельность, питание, отдых, сон, а также проведение массовых досуговых мероприятий как в доме ребенка, так и за его пределами (парки, зоопарки, аттракционы и т.д.). Screenshot_9 Всем детям, в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, оказываются социальные, психолого-педагогические и медицинские услуги.

Screenshot_10

ГКУЗ «Дом ребенка специализированный располагает благоустроенной территорией для прогулок с детьми разного возраста, оборудованными спортивными площадками, с красочными игровыми комплексами, каруселями, беседками. Озеленение молодыми саженцами деревьев и кустарников до 50% территории.

o-nas-001

o-nas-002

Есть своя прачечная, пищеблок, гараж, процедурный и прививочный кабинеты. Достаточно складских помещений.

После переезда в новое здание значительно улучшились условия содержания детей. Если раньше в групповых ячейках находились по 17-18 детей то сейчас по 6-8 детей. В каждой группе имеются 2 игровые комнаты спальная комната, столовая, душевая и дополнительные помещения.

o-nas-003

o-nas-004

Быт детей по возможности приближен  к домашнему. При каждой группе есть кабинет специалиста для индивидуальных занятий с детьми.

 o-nas-005

Для вновь поступающих детей в доме ребенка существует карантинное отделение на 8 мест.

Музыкальные занятия утренники и дни рождения проводятся в холе оснащённом музыкальными инструментами, видео- и музыкально техникой, кукольным театром.

o-nas-006

o-nas-007

Физиотерапевтические процедуры проводятся в кабинетах  оснащенных современной аппаратурой высокого класса.

o-nas-008

o-nas-009

Зал лечебной физкультуры и массажа оснащён детскими тренажёрами, спортивными уголками, ребристыми дорожками для лечения и профилактики плоскостопия, спортивной горкой, надувным батутом, массажёрами и другими реабилитационными приспособлениями для лечения патологии костно-мышечной системы.

Психологическая реабилитация проводится в комнате, которая оборудована сенсорным уголком, игрушками, музыкальным центром, прибором для арома-терапии.

o-nas-013

o-nas-010

o-nas-011

 Среди процедур, обладающих лечебными воздействиями, используется бальнеотерапия – принятие лечебных ванн.

Практикуется и гимнастика в бассейне с целью активизировать ребенка, увеличить двигательные возможности, обучить новым движениям.

o-nas-012

Так же в ГКУЗ «Дом ребенка специализированный» используется одна из самых популярных систем раннего развития детей – методика Монтессори, основанная на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, дающая раскрыть заложенный потенциал.

o-nas-014